KPI: что это такое и как рассчитать показатели эффективности

Нередко предприниматели теряют контроль над растущими темпами производства и не могут рассмотреть каждого сотрудника как рабочую единицу. Чтобы уволить человека или увеличить ему зарплату, личных наблюдений недостаточно. KPI, или ключевой показатель эффективности, помогает организациям оценить продуктивность сотрудников и проанализировать деятельность компании. Этот инструмент позволяет грамотно управлять бизнес-процессами, достигать стратегических и тактических целей, мотивировать персонал.

Что такое ключевые показатели эффективности — KPI

Ключевой показатель эффективности или KPI, Key Performance Indicator — это измеримая величина, которая демонстрирует, насколько эффективно компания достигает ключевых бизнес-целей.

Типы KPI

  • KPI высокого уровня — общая эффективность бизнеса;
  • KPI низкого уровня — процессы в конкретных отделах (продажи, маркетинг, поддержка и др.).

Для чего используются KPI

Необходимость во внедрении KPI возникла не на пустом месте. Эту систему используют для:

  • Честной и объективной оценки работы;
  • Планирования объемов и темпов продаж;
  • Стимулирования сотрудников.

В каких случаях KPI не нужен

Внедрять систему KPI нецелесообразно в молодой компании. Успешное развитие зависит от работы генерального директора, который часто занимается кадровыми вопросами и формирует систему управления.

Что значит зарплата – оклад KPI?

KPI — мотивационная система. Расчет зарплаты по KPI стимулирует сотрудников превзойти показатели и получить премию.

Виды KPI

Есть несколько методик определения видов KPI. Их можно условно поделить на четыре вида:

  • По затратам;
  • По производительности;
  • По эффективности;
  • По результатам.

Как определить KPI

Для определения KPI важно ответить на вопросы:

  • Каков желаемый результат?
  • Почему этот результат имеет значение?
  • Как вы собираетесь измерять прогресс?
  • Как вы можете повлиять на результат?
  • Кто несет ответственность за результаты?

Как внедрить KPI

Внедрять систему оценки эффективности нужно по принципу «сверху-вниз»: сначала разработать общие цели для организации, а потом создать матрицы для отделов и сотрудников.

Плюсы и минусы системы KPI

Плюсы:

  • Справедливая оценка работы сотрудников;
  • Возможность отслеживания эффективности;
  • Прогнозирование выполнения задач;
  • Дисциплина и стандарты корпоративной культуры.

Минусы:

  • Внедрение требует времени и ресурсов;
  • Корректировка принципов работы по KPI может отнимать внимание руководителей.