Нередко предприниматели теряют контроль над растущими темпами производства и не могут рассмотреть каждого сотрудника как рабочую единицу. Чтобы уволить человека или увеличить ему зарплату, личных наблюдений недостаточно. KPI, или ключевой показатель эффективности, помогает организациям оценить продуктивность сотрудников и проанализировать деятельность компании. Этот инструмент позволяет грамотно управлять бизнес-процессами, достигать стратегических и тактических целей, мотивировать персонал.
Что такое ключевые показатели эффективности — KPI
Ключевой показатель эффективности или KPI, Key Performance Indicator — это измеримая величина, которая демонстрирует, насколько эффективно компания достигает ключевых бизнес-целей.
Типы KPI
- KPI высокого уровня — общая эффективность бизнеса;
- KPI низкого уровня — процессы в конкретных отделах (продажи, маркетинг, поддержка и др.).
Для чего используются KPI
Необходимость во внедрении KPI возникла не на пустом месте. Эту систему используют для:
- Честной и объективной оценки работы;
- Планирования объемов и темпов продаж;
- Стимулирования сотрудников.
В каких случаях KPI не нужен
Внедрять систему KPI нецелесообразно в молодой компании. Успешное развитие зависит от работы генерального директора, который часто занимается кадровыми вопросами и формирует систему управления.
Что значит зарплата – оклад KPI?
KPI — мотивационная система. Расчет зарплаты по KPI стимулирует сотрудников превзойти показатели и получить премию.
Виды KPI
Есть несколько методик определения видов KPI. Их можно условно поделить на четыре вида:
- По затратам;
- По производительности;
- По эффективности;
- По результатам.
Как определить KPI
Для определения KPI важно ответить на вопросы:
- Каков желаемый результат?
- Почему этот результат имеет значение?
- Как вы собираетесь измерять прогресс?
- Как вы можете повлиять на результат?
- Кто несет ответственность за результаты?
Как внедрить KPI
Внедрять систему оценки эффективности нужно по принципу «сверху-вниз»: сначала разработать общие цели для организации, а потом создать матрицы для отделов и сотрудников.
Плюсы и минусы системы KPI
Плюсы:
- Справедливая оценка работы сотрудников;
- Возможность отслеживания эффективности;
- Прогнозирование выполнения задач;
- Дисциплина и стандарты корпоративной культуры.
Минусы:
- Внедрение требует времени и ресурсов;
- Корректировка принципов работы по KPI может отнимать внимание руководителей.